Рекомендации
по
профилактике краж денег с банковских карт граждан
Федеральным
законом от 29.11.2012 № 207-ФЗ в Уголовный кодекс РФ внесен ряд изменений в
области уголовной ответственности за специфические виды мошенничества, в том
числе за мошенничество с использованием платежных карт.
По итогам 2019
годанаблюдается негативный рост мошеннических действий, совершаемых с помощью
средств мобильной связи и сети «Интернет». Так, увеличилось совершение
преступлений с использованием электронных средств платежа на 473,9% (с 46 до
264 фактов). Зафиксирован рост мошенничествав сфере кредитования, при получении
выплат, в сфере компьютерной информациина 31,5% (с 2747 до 3611 фактов).
Кроме того, увеличилось
совершение хищений с банковских счетов, в отношении электронных денежных
средств на 195,7% (с 655 до 1937 фактов).
Наиболее
распространенными и популярными видами мошенничества с использованием
банковских карт являются:
1. Средством
мошенничества является телефон. Например, клиент получает звонок от
«сотрудника» службы безопасности банка, который сообщает о попытке незаконного
списания денежных средств со счета. Подставной сотрудник просит перезвонить по
указанному им сотовому телефону, что и делает жертва. Поскольку указанный номер
является фиктивным, ни в коем случае нельзя сообщать данные своей карты или
отправлятьСМС-сообщения с информацией о карте.
2. Похищение
реквизитов пластиковой карты с помощью специальных устройств. Устройство
считывает данные картыи позволяет мошенникам получить код доступа к банковской
карте. В результате мошенник получает все необходимые данные для создания «карты-клона», что позволяет похитить
денежные средства с банковского счета потерпевшего.
3. Создание
поддельного сайта банка, имитирующего работу настоящего. Мошенники осуществляют
рассылку электронных писем клиентам кредитной организаций, заманивая их на
поддельный сайт, где просят указать данные о карте, а именно: номер карты,
ПИН-код. Например, преступник от имени банка рассылает сообщения о том, что в
системе банка, обслуживающего данное лицо, будут производиться изменения, в
виду этого просит сообщить данные карты (номер, ПИН-код) или пройти по ссылке
«указанной ниже» и заполнить анкету. В результате лицо, переходя по ссылке, попадает на
поддельный сайт банка и указывает данные карты.
В существующей
ситуации одним из направлений борьбы с
преступлениями в сфере использования платежных карт является их предупреждение.
Предупреждение
совершения данных категорий преступлений
состоит, прежде всего, в повышении безопасности платежных карт и
повышении контроля за их использованием.
Для профилактики мошеннических
действий с банковскими картами граждан
необходимо довести до граждан следующую информацию:
- наличные
денежные средства предпочтительно снимать в банкоматах, стоящих на территории
банков;
- обратить
внимание на возможное расположение на банкомате посторонних конструкций или
предметов. Рядом с клавиатурой не должно быть лишних объектов, все элементы
должны быть одного цвета и из одного материала. При возникновении подозрений,
лучше воспользоваться другим устройствам;
- необходимо
держать карту подальше от посторонних лиц и не передавать третьим лицам;
- нельзя хранить
записанный ПИН-код рядом с картой или записывать его на саму карту, желательно
держать эти цифры в памяти. Если посторонние лица узнали ваши персональные
данные, необходимо немедленно оповестить банк и заблокировать карту;
- в случае
возникновения какой-либо проблемы с банкоматом (например, застряла карта),
необходимо немедленно позвонить в банк для разрешения возникшей ситуации (на
номер телефона указанный на банкомате);
- при совершении
платежей, нельзя упускать карту из виду. Необходимо требовать от продавца
предоставить портативный терминал для совершения оплаты;
- при расчете
через Интернет лучше создать виртуальную карту либо открыть новый расчетный
счет и получить новую карту, которая будет использоваться исключительно для
совершения покупок в сети, и переводить на нее денежные средства
самостоятельно, не аккумулировать на ней значительных денежных средств;
- устанавливать
ограничение суммы на операцию в банкомате и покупку в торговой точке;
- мошенники
часто прибегают к таким видам уловок, как отправку SMS-сообщений
на телефон с просьбой перезвонить по указанному номеру или отправить ответное
сообщение с определенной комбинацией цифр. При таком случае необходимо
обратиться в службу технической поддержки своего банка для того чтобы проверить
информацию о состоянии своего счета (например, если Вы получили сообщение с
незнакомого номера с просьбой перезвонить или направить в ответ сообщение с
каким-либо текстом или комбинацией цифр, этого делать не стоит. Необходимо
позвонить на номер телефона горячей линии указанный на банковской карте);
- лучше
установить СМС-оповещение на телефон. Это позволит быть в курсе действий,
происходящих с платежной картой, а также появиться возможность вовремя
заблокировать карту, в случае совершения не санкционированных списаний, и
совершение иных преступленных действий;
- в случае
утраты сотового телефона или сим-карты, а также в случаях смены номера
телефона, необходимо уведомить об этом банк, и путем подачи письменного
заявления отключить услугу «Мобильный банк» (оператор сотовой связи передаст
номер сим-карты другому абоненту, в случае если гражданин определенное время ею
не пользуется, а банк, не будучи уведомлен об этом, продолжит направлять
СМС-оповещения с данными по операциям с карты, на номер телефона, который уже
не принадлежит гражданину);
- не доверять
сайтам, где перед получением товара, оказания услуг или помощи в
трудоустройстве необходимо осуществить предоплату;
- не участвовать
ни в каких акциях и розыгрышах призов на интернет сайтах, особенно на сайтах
социальных сетей «Вконтакте», «Одноклассники». Не указывать никакой информации
о своих банковских картах;
- если в
переписке Вас просит друг/подруга/просто знакомый, который есть в списках Ваших
друзей «Вконтакте», дать взаймы, то не следует переводить денежные средства на
указанный в переписке номер банковской карты. Необходимо позвонить или иным
способом связаться с этим человеком, удостоверяясь, что ведете переписку именно
с Вашим другом, его страничка может использоваться посторонним лицом – мошенником.
Что делать, если произошел факт хищения
денежных средств?
Следует срочно обратиться в банк для
получения подробной выписки о движении ваших средств (с указанием адресата
получения переводов) и заблокировать карту. У сотового оператора необходимо
получить детализацию соединений по номеру, на которой подключена услуга
«Мобильный банк», и с этими документами обратиться в полицию.
|